Все не как не напишу еще ряд
статей из цикла «книг», которые мною не однократно затрагивались. Но таки выкроил время преимущественно из-за двух
причин, они явились маркером и последней
каплей склонившей меня еще раз вернутся
к данной теме:
1 - на некоторых сайтах в результате, каких то
нововведений стало затруднительно скопировать текст некоторых статей, для того
что бы его прослушать. Возможно,
руководители подобных сайтов не знают, что некоторые пользователи статьи не
читают, а слушают. Теперь благодаря такому нововведению слушать будут меньше. А
для слабовидящих, материал и вовсе не
будут доступны. Соответственно меньше
людей будут обсуждать, и участвовать в диалогах. Значить такие
ресурсы, к сожжению, станут от такого нововведения менее популярными. Понимаю
что администрация, таким образом, борется с копипастом. Тем не менее, это не
метод. Специально не стану вдаваться в технические возможности ботов, скажу
лишь, что текст, все равно можно с легкостью передрать и вставить куда угодно в
любых количествах. Для этого просто стоит создать не хитрый скриптик. Не обязательно даже владеть
программированием. Достаточно использовать один из автокликеров и горячие
клавиши. Так что для тех, кто захочет целенаправленно скопировать массово
материал – это не составит труда. А вот
для обычных пользователей, любящих слушать, данное нововведение, как я уже
писал, будет отталкивающим. Хотя стоит согласиться, что таких не много. Многие все еще до сих пор
садят свое зрение, читая глазами статьи с экрана компьютера. Собственно для того что бы изменить эту нездоровую но
популярную тенденцию я и высказываю подобные мысли.
2 – в одной из моих прошлых статей на ШЖ «Код буквы и картинки…»
Редакторы сослались, на одну статью совершенно не отвечающую той теме, которую
я затрагивал. Конечно, действия
редакторов не обсуждаются, к тому же это лишь мое субъективное мнение. Так же
ради справедливости вначале хочу поблагодарить их за труд, и проработку огромного
материала. Это действительно не просто: прочесть сотни, а может и тысячи
статей, поняв все и удерживая в голове сослаться таким образом, что бы материал
подходил по тематике. Это, мне кажется, монотонный, но в то же время тетанический интеллектуальный труд. Все же, одна ссылка, на мой взгляд, была
немного не к месту. А именно:
Цитирую, часть моей
опубликованной статьи: «…Третий формат
занимает пустяковый размер и очень удобен для «ПРОСЛУШИВАНИЯ КНИГ..». В
данном предложении, почему то, вставили ссылку (под словом «прослушивания») на статью «Убьют ли ридеры
печатную книгу?». В этой статье о
ридерах, даже не упоминается собственно о «прослушивании книг» с помощью
синтезаторов речи, а делается очередная жалкая попытка воскресить бумагу… Или,
правильнее было бы сказать, не попытка а традиционное средневековое продолжение
убийство деревьев, с которых делают бумажные книги для консервативных и
отсталых индивидуумов. Но сейчас не про это. А про то, что я в своей статье
имел в виду не аудио-книги, и тем более не бумажные, а именно синтезаторы речи.
Именно книги, которые слушают синтезаторами, занимают на диске пустяковый
размер, а не аудио-книги, и уж тем более не бумажные)). Мне кажется данная ссылка на статью про ридеры
совершенно не к месту. Правда, сами ридеры (устройства) и их отличия от
полноценных не урезанных смартов и ПК я так же расписывал в одной из своих
статей из темы книг.
Хотя, дело не в самой сылки и
возможности копировать текст – это мелочи. Это лишь 2а примера навскидку,
заблуждений и анахронизмов, которые встречаются повсеместно.
Дело в том, что многие все еще
путают устройства - «читалки» с
программами «читалками». И даже не догадываются о программах для синтеза речи
из любого оцифрованного или напечатанного на компьютере текста. Раз многие до сих пор не понимают суть данных технологий, значит
тема, затронутая мною ранее, до конца не раскрыта, не смотря на всю её
актуальность в развитии современного
общества. Поэтому, я почувствовал себя в чем-то даже виноватым, что мало уделил внимания именно вопросам слушания
книг синтезаторами, а не их «чтению глазами». Раз даже редакторы – люди
знающие, вносящие в статью последние зачастую лучшие штрихи и изюминки, поняли
меня не правильно, что уж говорить за обывателей... Да и дело не только в редакторах и сайтах.
Многие просто сканируют книги, не отцифровывая, т.к. не видят в этом
необходимости, поскольку не умеют пользоваться синтезаторами, поиском, анализом
текста и многими другими функциями. Иногда, как я уже писал, на сайтах умышлено
препятствуют копированию текста или выкладывают его фото, что опять же
затрудняет ознакомление и работу с ним.
Многие не заслуженно критикуют синтезаторы и чуть ли не обожествляют
аудио-книги. Другие вовсе не умеют пользоваться не тем, не другим, а верхом
интеллекта считают умение шуршать бумажками и внюхиваться в типо-графию. Это и
многое подобное, (как это не пафосное прозвучит) все не дает нашей цивилизации
развиваться т.к. от усвоения информации зависит и культура и уровень
образованности, и многое другое. Я не хочу жить в этом убогом, архаичном и
отсталом Мире, из-за чего постоянно пытаюсь его изменить и чувствую себя человеком,
попавшим в прошлое. Впрочем, это уже другая тема. Пока что решил написать еще
пару статей, в которых еще раз детально остановлюсь именно на методологии
познания и обучения в частности работы с цифровыми книгами. Т.к. они способны
помочь заигранным в социальное рабство людям, лишенным времени вопреки убогой
системе развиваться и повышать свой интеллектуальный уровень. Постараюсь
осветить такие темы как: преимущества и недостатки, возникающие при
прослушивании текста, а так же подробно
покажу разницу между аудиокнигами и синтезаторами речи.
Что такое Аудио-книги и синтезаторы речи.
В Эру цифровых технологий,
угнаться за информацией, увеличивающейся чуть ли не в геометрической
прогрессии, крайне сложно и в то же время чрезвычайно необходимо. Особенно когда
институты образования и науки («Студенты - учащие
конспект наизусть!», «Ликвидация
образования Украины») деградируют, а заниматься самообразованием - нет времени. Что делать, когда
есть масса полезных и интересных книг, статей, журналов, монографий и
т.д., а времени читать нет? Да и читать,
книгу глазами уже мало кому нравится. Гораздо приятнее и продуктивнее её
слушать. И тут нам на помощь приходят аудио книги и синтезаторы речи.
В прошлых статьях я рассматривал,
«Электронные или
бумажные книги лучше?», потом в статье «Зачем и как
распознавать книги?» - подробно разъяснил, почему распознанный текст
лучше просто сканированного. Теперь
пришло время остановиться на столь популярных аудио-книгах, и несправедливо отброшенных
синтезаторах речи. Мне действительно есть, что написать по этому поводу т.к.
переслушал уже не одну сотню книг синтезаторами, а так же для сравнения
прослушал пару десятков книг в аудио-формате.
Итак, для начала, тем, кто не
знает, постараюсь дать определение, что такое аудио книга и что такое
синтезатор речи.
Аудио-книга. Это звукозапись
человека, который читает книгу. Её можно записать, типа песни, в формате
мп3. После этого, так же как и песню, слушать на любом плеере, компьютере,
смартфоне, телефоне и т.д.. Зачастую, естественно прочтенная книга на много
длиннее чем песня. Поэтому такую книгу разбивают на много файлов – кусочков.
Как правило, делят на части с учетом глав книги. Например «предисловье»,
«первая глава», и т.д. Хотя, стоит уточнить, что и аудио-книги, постоянно
развиваются и возможно вскоре это будет не только обычный звуковой файл. Но классические
аудио-книги это, грубо говоря, именно записанный голос человека, который читает книгу. Пока
остановлюсь на этом, а убогие перспективы аудиокниг рассмотрю позже.
Синтезаторы речи. Программы, которые могут прочесть текст. Т.е.
преобразовать, к примеру, текст из ворда, веб сайта или др. текстового редактора и просмотрщика в звук.
Здесь хотелось бы сделать
маленькое отступление, т.к. я раньше путал программы ридеры с
синтезаторами речи. Ридеры это, на мой взгляд, убогие бесполезные программы, как и физические устройства с
одноименным названием. Они наверно предназначены для отсталых домохозяек. Основная их функция,
заключается в автоматическом проматывании текстов. Т.е. вам не надо пальцем
крутить колесо мыши во время чтения. Конечно, у них есть и др. функции, но, по
сути, я еще не встретил не одного ридера, который бы стал мне полезен, и
функции которого нельзя было реализовать в различных текстовых редакторах.
Например: ворде или опенофисе, так же можно проматывать текст, увеличивать
шрифт, размер, фон, делать закладки и
т.д. В общем ридеры для тех, кто любит
глазами ))) читать с экрана, но не умеет полноценно пользоваться word или OpenOffice. Совсем другое дело синтезаторы
речи. Тут уже идет именно синтез речи из букв в звуки. Программа читает
текст вместо вас! Проговаривает голосом компьютера слова. В этом и заключается вся сущность
синтезаторов речи. Они то, и делают
магический метаморфоз, превращая текст
на экране (за частую) в членораздельную,
слышимую и понятную речь.
В общем если сказать по-простому:
аудио-книга это записанный какой то один текст в звук (как правило,
диктором), а синтезатор речи это программа, которая может сама без участия
дикторов преобразовать в любое время любой текст в звук.
Преимущества и недостатки аудио-книг и синтезаторов речи.
Для наглядности я условно разделю преимущества и недостатки
на 3и группы.
1– в принципе не
реализуемые –которые не возможно реализовать.
2 – еще не реализованные – те, которые пока еще не
реализовали.
3 – субъективные – те, которые вряд ли будут
реализовывать т.к. они связаны с привычками, личными предпочтениями тех или
иных людей. Это так сказать людские необоснованные прихоти, цепляние за
традиции, привычки, атавизмы.
Преимущества аудиокниг.
- аудио-книги не требуют программы.
Либо им достаточно установки простенького
плеера. Вам не требуется
устанавливать программ для синтеза речи. Тем более если у вас книга записана на
кассетный магнитофон. Хотя, если это уже
цифровая техника, то может потребоваться установка плеера для проигрывания
звука. К сожалению, почему то плеер, как правило, устанавливают по умолчанию во
многие устройства, а вот программы синтеза речи - нет… Несмотря на то, что
технический это возможно сделать практический на любом современном устройстве. Соответственно
отсутствие программ относится ко
второй группе – можно реализовать, тем самым устранив данный недостаток, но
пока не реализовали. Посему надеюсь, в скором будущем все современные
устройства так же будут снабжены синтезатором речи, как и обычным плеером. К
примеру если не ошибаюсь начиная с виндовс Хр в систему Майкрософт встраивают
голосовой синтезатор. Но, по-видимому, это дань светлым идеям основателей
компании. Бил Гейтс, кажется, в своей книге «Бизнес
со скоростью мысли» упоминал о том, что надо развивать данные
технологии: как синтез речи, так и восприятие голоса человека машиной. Увы,
когда Гейтс ушел с компании она (извиняюсь за выражение) совсем захирела. Многие
светлые идеи так и остались недоработанными, а место доморощенных программистов
заняли кумовские блондинки и пиар-мальчики сделавшие упор на разработке
«рюриков и бантиков» внешнего вида недоработанной системы. Впрочем, тему Майкрософт
я уже затрагивал в другой
статье «Виндовс ХР - похоронена
заживо», поэтому вернусь к синтезаторам. На многих устройствах
они все еще не установлены изначально. Хотя их можно до установить самому как
на компостеры под ОС виндовс и линукс так и на смартфоны на платформе симбиан и
андроид .
Теперь, перейдем к устройствам, в которых в принципе данные
технологии не реализуемы. Т.е. их невозможно реализовать. Это кассетные
магнитофоны, грамм пластинки, если не ошибаюсь, и самые древние сотовые
телефоны. В этих всех устройствах можно прослушать записанную музыку и любую
аудиозапись в т.ч. и записанный с компьютера в аудио-формате: прочтенный
программой текст. Но в них самих нельзя выполнить именно синтез речи. На
кассетный магнитофон нельзя в принципе установить программу синтеза речи; а вот
аудио книгу записать на аудио-магнитофон и грампластинку - можно. Так что тут аудио-книги вне всяких
сомнений имеют преимущество, которое для
синтезаторов в принципе технический не
реализуемы. Но это преимущество отчасти
даже кажется смешным, т.к. вряд ли кто-то будет пользоваться грампластинками.
Тем не менее, анахронисты будут всегда с пеной у рта доказывать, что
грампластинки лучше – у них лучше звучание, они надежнее и т.д. Для нормальных
людей уже созданы масса устройств типа ПК и смартфонов, на которые можно без
труда установить синтезатор речи, с такой же легкостью, как и плеер.
И все же аудио-книги в этом плане
проще. Малый размер программы воспроизведения (или вовсе её ненужность) в отличии от
программы синтезатора речи в котором помимо самой программы надо устанавливать
и голосовой модуль, а возможно и словари ударения. Поэтому хорошая программа
для синтеза речи скорей всего будет весить значительно больше, чем сам плеер для воспроизведения звуков.
Таким образом, данное
преимущество аудио книг перед синтезаторами, в её простоте. Если развить
аналогию, то аудио книга как дубина - можно любому по башке дать. В любое самое древнее устройство всунуть. А
синтезатор, как аккуратный молоточек, для ювелирных работ: нужно умение
смекалка, ловкость. - К доисторическим устройствам не применим.
- произношение, интонация, дикция и др. фикции
Произношение у аудио-книги,
записанной диктором, гораздо лучше, чем у синтезаторов. Это уже более
весомое преимущество. Интонация,
произношение, дикция, эмоции аудио-книг, не входят не в какое сравнение с
монотонным бульканьем синтезатора. Вряд ли в скором времени появятся
синтезаторы речи, которые могли бы с тем же воодушевлением читать книги как
живые люди. Так что если вам интересна не сама книга, не сам смысл написанного, а именно тот или иной
диктор, то вам естественно лучше слушать дикторов. А еще лучше певцов – они
«читают» в рифму и под музыку. Я долго колебался: к какой группе преимуществ отнести это. Скорей всего, если
рассматривать книгу именно как источник информации, а не искусства то к субъективным. А если вы хотите послушать
шедевр ораторского искусства то слушать синтезатор, то же что искать смысл в какофонии
писка диалап модема. Уже лучше послушайте Шаляпина, а желательно прям в гроте.
Но почему то люди считают, что
книга именно должна красиво звучать и мелодично пахнуть. Мне не однократно
приходилось слышать от некоторых, что голос синтезатора для них абсолютно не
понятен. Их буквально коробило от слов произносимых роботом. Но на самом деле
это лишь субъективное впечатление. Да. Можно установить такой голосовой движок
и так его настроить что кроме смеха вы не чего не испытаете, но проявив
смекалку можно настроит и так, что можно будет без труда понять сказанное. Более того, мозг человека так устроен, что он
сам может дорисовывать картину мира – ставить в нужном месте ударения, и даже
переставлять буквы местами. Например:
«По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт
занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и
пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм
бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то,
что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.»
Что-то похожее происходит и в
головах опытных слушателей синтезаторов речи. Я, к примеру: уже не обращаю
внимания, на голос робота, а напротив дорисовываю в своем воображении и нужную
интонацию и картину и понимаю настроение автора без всяких дикторов. Ярким этому примером из моего субъективного
опыта прослушиванияя является
творчество Жванетского. Не смотря, что его выступления монотонно тараторились
женским голосом синтезатора речи на моем смарте, я получил массу впечатлений и
буквально улавливал и домысливал все детали харизмы этого тонкого и уникального
юмориста. А вот сборник анекдотов, там где прямая речь, мне не пошел… многое я
не смог воспринять – возможно из-за того, что слушал очень быстро, может из-за
того что не достаточно опыта. Так что все зависит от вас самих. Но все же, вряд ли вы слушаете диктора
новостей в надежде, что он вам, что то красиво споет, но люди слушающие книги,
почему то хотят услышать от синтезаторов речи именно хорошую интонацию,
а не смысл. Конечно, я не стану отрицать, что все токи синтезаторы речи
требуют значительной доработки. Из-за непопулярности данных программ сам синтез
речи на достаточно низком уровне – особенно для русского и украинского языков
(в сравнении с английским). Словари ударений весьма скудные… Да и сами программы сыроваты. А вот плееры
для аудио-книг, как я уже писал, отработаны и буквально встроены в систему
каждого дивайса. Из-за чего записанный человеческий голос, пока в этом плане
выигрывает у технологически еще молодых
синтезаторов речи, которых можно было бы обучить ставить правильно ударение и
подбирать интонацию. Хотя в технологическом плане это естественно намного
сложнее, чем просто воспроизвести речь. Да и не имеет смысла, если важна именно суть написанного.
Тем не менее, если нужна не
книга, а шедевр ораторского и актерского мастерства то лучше сходить в Колизей.
Ой! Т.е. театр... Т.е. что я такое пишу
у нас же 21 век на дворе, для современных дикарей уже театр записан в виде
аудио-книг! Слушайте - не обляпайтесь! Раз фантазии и смекалки догадаться о
настроении автора без диктора не хватает, то аудио-книги, как раз для вас. А
еще лучше все токи живое общение, ведь без мимики все равно не понятно что же
хотел сказать автор ))) (Примечание.
Специально для людей слушающих данный текст через синтезатор: - В данный момент афтор улыбается и гоонит).
В принципе это все преимущества
аудио-книг. Возможно, кто то найдет еще какие не будь. Но я не нашел.
Преимущества синтезаторов речи.
Их масса. Опять же если проводить
аналогию с аудио-книгами то, так же частично то, что умеют синтезаторы речи,
можно реализовать и в аудио-книгах. Но пока это почему то не реализовано.
- закладки.
При прослушивании текста синтезатором можно
поставить закладку в том или ином месте. Я, к примеру, в своем смарте назначил
горячую клавишу, и когда иду по улице, слушая книгу, могу, даже не вытягивая
телефон с кармана, поставить закладку на какой-то странице или участке текста,
который заслуживает большего внимания. Потом уже сидя за компьютером, можно
вернутся к закладке, и проанализировать текст более детально. Возможно, и в
плеерах можно ставить закладки на том или ином месте воспроизведения звукового файла.
Но я пока таких плееров не встречал. Тем не менее, это можно было бы
реализовать, и уже реализовано в некоторых видео-проигрывателях (они могут
воспроизводить и ауди - МКплеер).
Хотя даже если в аудиокниге
вернутся к закладке, то многое ли вы с ней сможете сделать? Прослушать еще раз
и все… Другое дело проработка закладок в цифровой книге. Книге которая у вас
есть не только в тхт, но и к примеру в pdf или
doc форматах. В
этом и суть преимущество закладок текста цифровой книги : можно потом,
вернувшись к закладкам, проработать таблицы, графики, картинки, гиперссылки,
формулы, термины и .д. А в аудио-книге максимум, что вы можете это вернувшись к
закладке повторно её прослушать и все. Вряд ли когда-либо кому-то придет в
голову создавать аудио-файл с гиперссылками и картинками. Хотя такие гротескные
попытки уже есть. Но это уже, как правило, не аудио-книга, а какой то мультимедийный
Франкенштейн, предназначенный для
впечатлительных детей садика и младших классов. Он занимает очень
много места и как мне кажется, слишком избыточен в плане затраченных ресурсов. Впрочем,
данные технологии можно было бы использовать для создания мультимедийных
проектов. Но такие проекты вряд ли уже можно назвать книгой. Скорей всего это
уже отдельные самостоятельные программы, которые включают в себя и видео и
анимацию и даже 3Д объекты.
- скорость.
Другим важным преимуществом,
которое можно было бы реализовать и в аудио-книгах (но оно почему то не
реализовано) это скорость. Часто я слушал аудио-книги которые так и хотелось
сделать быстрее, но увы, в большинстве плееров, в отличии от синтезаторов речи,
эта возможность отсутствует. Хотя, опять же, есть попытки её реализовать. Но,
за частую, идет искажение тембра голоса и эстетическое впечатление от такой
аудио-книги уже мало чем отличается от синтезатора. И главное, я не встречал
еще плееров, которые могли бы с той же легкостью менять скорость
воспроизведения с помощью горячих клавиш в мобильных устройствах буквально на
ходу. Динамически изменяя скорость в процессе прослушивания можно не только проработать
за то же время большее количество текстового материала, но и (сделав
медленнее) отнестись более рассудительно
к отдельным моментам.
- прослушивания любого текста.
Именно любого. Если он, конечно, написан на
языке синтезатора, который предназначен именно для соответствующего языка. К
примеру, у меня установлен синтезатор для украинского языка, и я могу
прослушать любой текст, написанный на украинском. Это наверно одно из самых главных преимуществ
синтезаторов речи. Вряд ли когда либо можно будет реализовать его с помощью проговаривания текста человеком, которое
с возникновением аудиокниг, (временно) набрало популярность. Т.е. грубо говоря,
физический не возможно что бы любой текст, для каждого, читал какой то другой
человек. Конечно, вы можете, кого то попросить и для вас будут читать. Но это
глупо, т.к. если каждый будет просить, то значит к каждому должен будет
привязан какой-то чтец, который все ему читает. А кто будет читать чтецам,
когда они захотят послушать))? Гораздо проще использовать синтезатор речи.
Конечно популярные книги – разный ширпотреб будет появляться в хорошем
аудио-качестве, озвученный профессиональными чтецами, но это всего лишь
ширпотреб. Если вам захочется почитать что то менее популярное, или углубится,
в какую либо область наук, то скорей всего вам еще долго нужно будет либо
читать глазами, либо обратится к синтезаторам речи. Так же некто не будет
озвучивать все посты и статьи на форумах. А они иногда бывают довольно длинные,
а иногда их нет времени читать, или их много.
И тут именно без синтезатора речи не обойтись, он в этом плане вне
всякой конкуренции. Таким образом, чтение постов другими людьми для массы
желающих на форумах и сайтах принципиально не реализуемо. Жаль, что многие
этого пока еще не поняли. Они либо убивают массу времени для прочтения того или
иного материала сами, либо просто не читают его вместо использования
синтезаторов.
- размер занимаемой постоянной памяти.
Ранее я упомянул, что сама программа для
синтеза речи – если она очень хорошая содержит словари произношения, сложные алгоритмы
работы, смешанную реализацию синтеза, в которую я вдаваться пока не буду. В
общем хорошая программа как правило может весить довольно много. Точнее не сама
программа, а именно голосовой модуль, так называемый голосовой-движок. Тем не
менее, если сравнивать не с размером плеера, а с размером хотя бы одной книги,
то синтезаторы всегда будут несомненными лидерами. И тут уже не чего не
поделаешь. Это «не реализуемый» фактор. Т.е. всегда пара тройка аудио-книг в хорошем качестве +
плеер будут весить больше чем программа для синтеза речи+ синтезатор+ текстовые
книги. А сами тексты книг и аудио-книги
вовсе не идут не в какие сравнения. Это как раз я упоминал в одной из своих
статей ранее, но многие так и не обратили на данный момент внимание. Поэтому остановлюсь подробнее. К примеру: у
меня многие книги, которые я слушаю, в формате тхт занимают в среднем от 200 до
1500 кб. Т.е. 0,2 – 1,5 Мб. А та же аудио-книга заняла бы (в зависимости от
качества аудио) 200 – 1500 Мб. Т.е. аудио книга весит даже не в 100, а в 1000 раз больше!
Соответственно и сбрасывать её на телефон либо скачивать на много дольше. А
главное хранить такую книгу на телефоне не целесообразно. Т.е. если вы меломан
аудио-книг, то вам постоянно придётся удалять одни книги что бы прослушать
другие. Я же при возможности за 10 минут могу найти в интернете с 10 книг, и
если в них есть текст
(а не только картинки) сохранить их в тхт формате и сбросить на
телефон. Без труда на моем телефоне могут поместится, не только 10 но и 1000
книг в формате тхт. А вот с
аудио-книгами, такой фокус в принципе не удастся. Например: если у вас даже
память в портативном дивайсе 32 Гб, то вы туда можете скинуть всего 60-40
аудио-книг. И все. Память будет забита. Туда уже не чего не влезет. Ни фильмы,
ни программы… Это ваша плата за приятный голос и эстетическое удовольствие.
- возможность посмотреть текст
Возможность посмотреть, как
пишется тот или иное новое слово, и прочесть его глазами. Конечно, для
любителей однообразных мыльных романов это не сильно принципиально. Но мне, к
примеру, приходилось слушать одну книгу на тему коллоидных частиц в биохимии в
ауди формате и я тогда очень пожалел, что она мне не попалась в обычном
текстовом в котором можно остановить на паузу и посмотреть как правильно
пишется то или иное химическое вещество или термин. Воспринимать на слух новые
термины, и искать их в потом в интернете сложно. Поэтому, тут у синтезаторов речи (которые в
любой момент можно перечитать глазами) большое преимущество. Я бы это отнес в не реализуемую группу
преимуществ синтезаторов. Или правильнее сказать недостатков аудио-книг. В
принципе, можно было бы сделать с аудио-книги, что то на подобии караоке – что
бы там можно было бы и с текстом ознакомится глазами в момент воспроизведения,
при необходимости, но думаю это излишне, хотя было бы хорошим подспорьем для
тех, кто просто учится читать. Но все же у синтезаторов, уже есть возможность
просмотреть текст, а у классических аудио-книг данной возможности нет
изначально.
- поиск.
Практический в каждом синтезаторе
речи, с которым мне приходилось сталкиваться есть поиск. Он за частую, бывает
очень полезен. Поиск осуществляется банально по тексту, как в любом обычном
текстовом редакторе. Данная функция для классических, аудио-книг не реализуема. Для воспроизводящего звук
устройства аудио-книга, всего лишь последовательность звуков, у которых нет
между собой ни чего общего. Конечно, на слух различия есть, но само устройство
их не как для себя не может отличить. Для машины нет смысла (если можно так
выразится) и какой бы, то ни было системы в аудио-записи. Другое дело текст.
Там есть определенная система. Если, к примеру: вы введете определенную
последовательность букв, то программа сможет найти точно такую же с условием,
что она присутствует в тексте. А вот в аудио-книге поиск вряд ли в скором времени
будет возможен. Хотя опять же. Если появятся программы, которые умеют точно и
четко воспринимать речь человека и анализировать, то можно будет найти
информацию и в аудио-файле. Так что все
токи поиск в аудио файле как таковой следует отнести ко второй группе
преимуществ и недостатков. Т.е. он наверно в будущем все токи реализуется, но
вряд это будет сделано именно для аудио-книг.
- целая книга.
В синтезатор можно вставить целую книгу. Он
сразу открывает весь документ. А вот аудио-книги делят на части. Т.к. если бы
их не делили, то получился бы один огромный файл, который бы был
продолжительностью (в зависимости от книги) примерно от 2 до 50 часов. Естественно
такой файл слушать не удобно из-за чего аудио-книгу приходится резать на части.
- тембр и голос.
Конечно это мелочь, но упомяну и её. В
синтезаторе речи, с хорошими голосовыми движками можно менять не только
скорость, но и тембр речи и даже голос. К примеру, вам больше нравится слушать
книгу женским голосом, или мужским. Это все с легкостью можно поменять в
синтезаторе. В аудио-книге, если она была сделана мужским голосом, то для того
что бы её переделать надо либо изрядно повозится в хорошем аудио редакторе, или
попросту пере озвучить, т.е. создать заново.
- цена.
Не для кого не секрет…. а впрочем вы же не
пользуетесь торрентами и не качаете
пиратские книги ))? Так что поговорим о цене. Естественно аудио книга будет
стоить всегда дороже, т.к. по хорошему помимо того, что надо заплатить автору
книги, редактору и др. дармоедам вам еще надо будет заплатить и тем людям,
которые рвали голос над книгой. Хотя критичный читатель может заметить, что и
синтезаторы речи не бесплатные. Но синтезатором речи можно прослушать сотни и
тысячи книг в более дешёвом формате (например: в pdf с условием,
что, от туда можно взять текст), а вот
за каждую приобретенную аудио-книгу вам придётся платить на много
дороже.
Резюмируя
вышеописанное можно сделать
вывод, что и там и там есть свои преимущества и недостатки. Многое зависит от
программ, которые разработаны для той или иной технологии. Чем более
функциональные программы, тем больше преимуществ. Тем не менее, синтезаторы
речи более гибкие, универсальные и практичные в плане настроек и работы. У них
уже больше возможностей и еще больше перспектив. А аудио-книги, в свою очередь больше подходят
анахронизмам, слушающим грам-пластинки, тонким филологам и меломанам –
обсасывающим и рефлексирующим над каждым пуком диктора. Для современных
прагматичных любознательных людей
постоянно безгранично развивающихся идеальный вариант синтезаторы речи. С
помощью них информацию легче быстрее и экономнее получать обрабатывать и
хранить.
п.с. редактируя данный текст я
его так же не однократно слушал синтезатором, а с помощью быстрого поиска
текстового редактора попадал на интересующее
меня место которое нужно было отредактировать (исправить опечатку, поставить
запятую, дополнить и т.д)
Комментариев нет:
Отправить комментарий