Поделится

понедельник, 12 октября 2015 г.

ПЕЛЕВИН S.N.U.F.F.




Не люблю фантастику. Читать фантастику это все равно что есть вместо еды чужие какашки. Извиняюсь за грубую аналогию, но она мне кажется очень точная. Т.к. у каждого человека есть свои фантазии, а у многих они даже на много ярче и главное полезнее чем у убогих фантастов, которые стали популярными, как обычно это у нас бывает, не из-за того, что они лучшие, а из-за того, что так получилось…
Я бы даже выделил отдельную группу в научной фантастике и назвал бы её как это не парадоксально антинаучной фантастикой. Или ущербной. Т.к. она запугивает людей ошибочно рисуя страшное будущее приводя совершенно неверные и необоснованные предположения рисков и страхов. Очень часто вся фантастика на одно лицо. Пугают людей злыми гениями, а человечество спасает сильный, но тупой супергерой. В то время как на самом деле все наоборот – тупость, власть, деньги и сила губят мир. Мир,  который создали именно ученые. Но людям с помощью фантастики подсознательно вбили в голову что ученые как правило злодеи, а все изобретения приводят к катастрофам, то динозавры поубегают, то клоайдер взорвет Землю, то ГМО приведет к возникновению уродов и мутантов.  Да, в фантастику не кто серьезно не верит, но если постоянно даже понарошку говорить на черное белое, делать это красочно и с воодушевлением то у людей в глубине души закрадется мысль и механизм негативной оценки одного явления и позитивной другого. Т.е.  люди начнут путать черное с белым. То же самое касается не только научной фантастики, но и всей остальной. Очень мало действительно выдающихся правильных фантастов которые интерполируя знают на что обратить внимание. Лем,  от, части Азимов, Курцвел и др. писатели и футурологи которых можно отнести не к убогой фантастике а именно к футурологии и трансгуманизму. Помимо ущербности, для науки фантазии по такому же сложному механизму действуя на подсознание нарушают понимание Мира и в др. сферах жизнедеятельности: социальной, личностной, философской и т.д. Но вернемся к Пельменину. Да он популярный, но от части такой же деструктивный и близорукий, как и многие популярные фантасты. Он пропагандирует и распространяет как мемы свои ущербные комплексы которые у него являются параноидальными шизофреническими идеями повторяющимися почти в каждой книге. Да, не сморю ради справедливости стоит отметить что он популярен не с проста. Пишет красиво, очень эрудирован, затрагивает много актуальных, а главное передовых тем, и под час даже может интерполировать что-то в будущее. Продуктивно и справедливо критикует многие моменты социума, ИТ и СМИ. Да и в целом -  Пельменин со своим Пи… это квасика. Поэтому решил тряхнуть стариной и прослушать пару его книг на высокой скорости. Особенно впечатлила S.N.U.F.F.. Решил по ней написать отзыв т.к. автор как всегда в тренде, не путать с ой, впрочем, ладно.  К тому же, как это не парадоксально он в своем стиле затрагивает многие моменты о которых я тоже хотел написать или даже уже писал, но естественно в другом ключе. Хотя в отличии от него многие темы я вряд ли затрону в ближайшее время. Хватит мне того что меня банят за политику. Да и как я понял говорить открыто о политике обычным смертным в нашем все еще рабском кастовом обществе запрещено. Это естественно не гласный запрет, тем не менее в ряде статей я показал, как меня блокировали именно за политику. В этом смысле фантастика как басни Крылова, дают возможность говорить в иносказательной форме о многих проблемах которые недоразвитое общество все не как не может озвучить и толчется на месте делая с них табу. Так же можно высказать разные самые сумасшедшие идеи, опять же без угрозы быть раскритикованным в научных кругах и даже среди обывателей которые посчитают тебя сумасшедшим. Возможно из-за, этого Пелевен пользуется такой популярностью поскольку я бы все обосновывал и упорядочивал, а только потом бы через лет 10 возможно и собрался бы что-то написать если бы нашел на это время. Пелевину же возможно из-за такого жанра и высокой эрудированности и проницательности умудрился вложить в данную книгу очень обширную базу знаний подав микс из самых актуальный и насущных проблем. А так же показал перспективы и угрозы развития в том или ином направлении. В книге тесно переплетена политика, культура, мораль, личностные и социальные отношения. Вывернуты наружу сексуальные девиации и табу. Возможно именно они так привлекают людей т.к. как известно являются по пирамиде Маслоу одной из базовых потребностей. А точнее одна из базовых потребностей это воспроизводство (размножение). Благодаря социальным и моральным запретам и др. факторам многие люди особенно в высокоразвитом обществе попросту лишены реализации данной потребности, от сюда и возникают девиации. О которых открыто говорить стыдно или запрещено. Поэтому Пелевин затронул их в своей манере. А главное интерполировал к чему может привести развитие подобного в будущем. В частности, была    затронута тема, как бы так корректно выразится – маниаков, пигмалионизм (в широком смысле этого слова), хотя, как я понял тому что описывал Пелевин пока еще названия не нашли поэтому это не совсем пигмалионилм и изюминка, или клубничка -  любителей геронтофилии. Если не ошибаюсь данную тему возрастов описывал Набоков в своем известном романе «Гумберт». ))) Хотя конечно же это совсем другая сага…
Помимо девиаций автор как обычно подмешал и философские моменты если я не ошибаюсь солипсизма. Впрочем, наверно будет хорошо если я рассмотрю положительные и отрицательные стороны как произведения, так и творчества Пелевина.
Положительные. Сразу бросается в глаза глубокая продуманность и сходство описанного мира Пелевена с нашим, не смотря на всю его гротескность и сюреалистичность. В нем как бы сплелось прошлое, настоящее и будущее воедино. Это позволяет ему не только сделать определенные прогнозы развития передовых ИТ технологий, но и показать их во всей красе и подробностях. А главное продемонстрировать проблемы и перспективы которые нас могут ждать. В частности, развитие работотехники и взаимодействие робота-компьютера и человека. Многие писатели фантасты развивают эту тему, но увы я не встречал таких которые делали бы это на столько глубоком уровне. И хотя нам еще очень далеко до фемботов (суры) с романа Пелевина, ознакомившись с данным произведением можно посмотреть и переосмыслить понятия личности и механизмов функционирования мозга, а так же психологических и социальных реакций. К тому же по видение суры не сильно отличается от поведение некоторых представительниц прекрасного пола. А под час ей приходится даже притворятся эмулируя женское поведение. Так же автор упоминает и популярное известное понятие теста Тюнинга и китайскую комнату. В романе много искрометных тонких шуток и каламбуров.
Недостатки. Не смотря на то, что ознакамливаться с книгой интересно, по крайней мере на слух масса новых названий воспринимается тяжело. Мне кажется книга перенасыщена разными новыми понятиями, внедренными автором. Я в них под час путался и не понимал, о чем речь.
Как и у многих писателей фантастов у Пелевина довольно бедная фантазия. Он упирается в её границы не давая тем самым читателю шагнуть дальше. Хотя читателям с бедной фантазией и так довольно просторно в мире Пелевина состоящем с пустыри и небытия. Собственно, это идея пустоты и небытия, вещей в себе лежит красной линией на всех трудах Пелевина. Прям какая то маниакальная навязчивость… Может у него в детстве была какая-то психологическая травма? Может его в темной комнате закрывали. Не известно. Но уже как-то надоедает что все у него сводится к небытию, которое он буквально в каждой книги выпячивает как жирное уродливое пузо. Может стоит рассмотреть и другие варианты? Слабо?
Дальше. По крайней мере в двух книгах я заметил еще одну ущербную философскую идею которую автор пытается внедрить в умы читателей. Это все было бы безобидно если бы именно философские мысли читатели не переносили в реальность и не использовали бы их как базис для принятия решений. Я это вижу, и для меня это не страшно, но увы многие не окрепшие умы подвержены к негативному именно философскому воздействию. Например, автор как бы показывает, что для того что бы было счастье должно быть страдание. Без муки нет удовольствия. И даже своего робота главный герой книги наделил таким качеством характера как «сучество» считая, что с религиозностью это даст самые приятные впечатления. Мне кажется данное мнение ошибочно. Т.к. это все равно что умышленно себе создавать трудности. В жизни и так масса трудностей зачем создавать себе еще и дополнительные. Пелевин по-видимому так не считает. Он наверно придерживается мнения что жизнь без трудностей была бы скучной. Его мнение разделяют многие. Но не я. Я вижу картину более широко, у меня есть масса целей и у меня более развита фантазия что дает мне возможность всегда развиваться даже если я преодолею все трудности у меня возникнет новый стимул. Пелевину же нет, надо что бы кто-то подливал деготь в бочку с медом что бы жизнь малиной не казалась. Это опять же показатель бедной фантазии. Дабы быть конкретней я приведу пример. Мир Пелевина – наслаждения престают удовлетворять если нет разочарований. Т.е. эндорфины – наркотики мозга должны обязательно по его мнению компенсироваться болью и стрессом. Движущая сила у Пелевина в его пустом мире это поочередное дерганье за ниточки то положительного, то отрицательного полюсов. Причем дергает ничто, облеченное в сущности которые само же и создало. Мой мир другой – у меня движущая сила, это саморазвитие и постоянное самосовершенствие. В моем мире так же наслаждения перестают удовлетворять, но не из-за того, что нет обратного стимула – боли и разочарования, а из-за того, что все живое развивается и даже если оно остановится, то погибнет. Для меня поочередное дерганье за ниточки в пелевенском мире это бег на месте. Это не жизнь а фиаско и те удовольствия которые для Пелевина являются нормой если они следуют после или на фоне негатива для меня не являются удовольствиями. Мне нужно нечто большее. Мне нужны стимулы постоянно принципиально нового порядка. Для меня фрикции Пелевина, это то же что толочь воду в ступе. Кстати кто не знает фрикции это маятникообразные возвратно-поступательные движения. Поэтому данное слово как нельзя кстати к пелевенским поочередности приятного и обязательного неприятного. Таким образом Мир Пелевина статичен и лишь колеблется на месте,  за счет обязательного участия добра и зла. Мой мир динамичен для мня уже является злом пелевенский бег на месте. У меня в отличии от Пелевина из-за бурной фантазии всегда будет цель развития.  Данное мировоззрение кажется не принципиальным, но очень сильно отражается на реальной жизни. Пелевинским людям достаточно постоянной дозы. Это очень удобно. Особенно в нашем рабском мире. Возможно даже если бы кто либо другой продвигал другое мировоззрение, типа моего его бы просто не восприняли а может и не дали бы донести до масс. Т.к. тем, кто на верху выгодно что бы массы как в романах Пелевина топтались на месте. Выгодно внушить массам что в жизни должны быть и неудачи, и негатив что бы позитив лучше воспринимался. Выгодно потому что так проще управлять статичными рабами которые должны делать свою монотонную работу и периодический получать однообразную пилюлю счастья. Вот это и навязывает Пелевин и ему подобные. Для меня же данные пилюли суррогат взывающий отвращение.  Увы, я не достиг каких либо высот в жизни но если бы достиг то мне все равно было бы их мало. Если бы у меня была материальная свобода я бы начал разработки по продлению жизни, а потом и бессмертия постоянно занимался бы саморазвитием. Если бы достиг бессмертия задумался бы о покорении новых гарнизонов как на Земле, так и за её пределами, модернизации и совершенствовании себя и окружающего мира. Собственно, это движущие силы которые  и определяют биологическое время. Мое понимание Мира и цели жизни более грандиозны и возвышены чем у Пелевина. Но увы мне банально нет времени пропагандировать мои взгляды.  Да и в обществе рабов больше тяготеют к рабской идеологии кнута и пряника, плюса и минуса, им не до прогрессий…
Кстати Пелевин затронул и тему времени. Да. Стоит отдать ему за это должное т.к. это тоже популярно, но из-за того, что у него не чего не существует. Он и время не понял. Поэтому оно у него тоже попросту не существует.
Не смотря на то что Пелевин о многом написал я бы к примеру, затронул будущее с генетическими модификациями, свободным переносом сознания и многим другим. По-видимому, Пелевин пока до этого не дорос. Так же, как и до учений толтеков которые лишь как модное слово упомянул где-то в середине книги.
Впрочем, возможно он прав. Ведь если посудить коррупция и кастовое распределение людей было всегда и увы наверно и в будущем не чего не изменится, а значит наша цивилизация обречена. Опять падение Византии, а затем Рима…
П.с. ну и еще пару слов о сурах т.к. в отличии от Пелевина многие фантасты данную тему раскрывают еще хуже. К примеру, у них обезательно должен быть для кульминации сюжета быть нарушин железный закон робототехники который сформулировал еще Азимов. Уважаемые фантазеры, фантастами таких убогих назвать трудно – а вам не кажется, что данная тема уже заезжена и есть более важные проблемы. К примеру интеграции ущербного человека, в обществе машин, не поспевании его за своим же техническим прогрессом и умышленному торможению прогресса наиболее отсталыми индивидумами которыми в первую очередь многие популярные фантазеры и являются. Ладно, что то я опять перешел на фантастов, а хотел написать о сурах, не быть мне песцом… )) Песци это отдельная тема типа фантазеров. Так что я не сильно растраиваюсь. Так вот возвращаясь к сурам. Во-первых, с развитием технологий в частности МРТ и ИТ, а так же нанотехнологий и др. сопутствующих физиология, нейрология, биотехнология… возможно самих кукл и не придётся делать. Мозг человека на столько пластичен что даже тарабаня по клавишам или читая эти строки он может рисовать себе другие миры и испытывать бури эмоций. Свидетельство этому геймеры… То же и с сурами, при дополненной и расширенной реальности вряд ли прийдется для этого антропоморфизировать роботов. Хотя возможно данная технология все равно возможно будет иметь место, но вряд ли наберет популярность. Современный человек не думает, как сделать камень побольше и замочить большое количество мамонтов, хотя возможно нечто подобное было в мечтах и фантазиях древних людей – камень по больше, жену по жирнее, что бы могла жопой дверь в пещеру закрыть и коня на скоку убить… В общем я к тому, что часто фантазии и желания прошлых поколений скажем так далеко не совсем совпадают с фантазиями будущих, которые стоят уже на совсем другом интеллектуальном и культурном уровне. Говоря другими словами хочу процитировать свое любимое выражение Генри Форда – «если бы я спросил людей что им нужно, они бы ответили, что хотят более быстрых лошадей». То же и с сурами с больных фантазий Пелевина. Хотя у него в виду еще и концептуальных заблуждений как я уже писал в качествах суры обязательно должно быть сучество, иначе «качель счастья не получится». Кстати тема довольно интересная и про резонанс, и про Кундалини… Или про кундалини не он писал… Ну в общем дело не в этом а в том, что на мой взгляд в настройках программы или пелевенского робота (суры) должно быть не сучество, а другое качество о котором Пельменин, если мне не изменяет память не упомянул – это искренность, преданность, понимание. Именно это качество мне кажется должно быть на максимуме. Хотя он вроде тоже что-то про это мельком писал, но немного в другом ключе не акцентируя на данном качестве и даже проблем которые могут быть с ним связаны должного внимания.   Тут тоже не все так просто и можно было бы закрутить не менее интересный сюжет, но более приближенный к действительным и желаемым качествам характера как человека так и программы.
Так же, как и у многих русских писателей у Пелевина прослеживается четкая кастовость которая увы все больше и больше цементируется в РФ укрепляя железобетонную пирамидальную вертикаль власти. Увы многие писатели с этой кастовостью уже смерились. В РФ скоро будет как в Индии, о чем от части говорил покойный генерал Петров – «каждый сверчек должен знать свой шесток» «родился рабом и стать свободным совершенно нет не какой возможности». У Петрова есть концептуальные серьезные ошибки, за что его и записали в фрики, но именно с этим замечанием, которое по иронии судьбы он не относил к РФ, я с ним согласен. Сейчас кастовый иерархичный строй пропагандируют многие. А Пилевен так и вовсе развернул его во всей красе как само собой разумеющееся. Что мне кажется тоже не есть гуд…
На последок советую читать все токи не Пелевеных, или еще того хуже Рэя Брэдбери, Айн Рэнд и др. анти социальных и анти научно фантастических афторов. Повторюсь лучше уже читать футурологию типа Курцвела или научно популярные книги Докинза. А если кому-то нужны философские учения и эзотерика, то Лаберже, Радуга, В.Ф.Турчин, Армандо Торрес А. Ксензюк и др. более значимые люди с которых пельменин по-видимому выдернул пару мемов и бестыдно переврал суть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечания